При обнаружении протечки с кровли многоквартирного дома в квартиру (подъезд) необходимо обратиться в управляющую организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, посредством письменного обращения либо заявки в аварийно-диспетчерскую службу. В случае бездействия управляющей организации, неисполнения заявки, направленной в аварийно-диспетчерскую службу, жители вправе подать обращение в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области, с указанием реквизитов и дат направления обращений, заявок в управляющую организацию для рассмотрения вопроса о проведении контрольно-надзорных мероприятий. Следует отметить, что в соответствии с положениями Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», при регистрации заявки аварийно-диспетчерская служба сообщает собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме, обратившемуся с заявкой, ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки.
Вопросы оценки причиненного ущерба и возмещения имущественного и морального вреда выходят за пределы компетенции Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области. Собственники помещений в многоквартирных домах вправе истребовать с лиц, причинивших вред их имуществу, возмещения причиненного ущерба в претензионном либо в судебном порядке. В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
На территории Ивановской области государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области (далее - Управление), в связи с чем, жители многоквартирного дома вправе обратиться с соответствующим заявлением в Управление по адресу: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6. Указанные выше факты являются нарушением, в том числе, санитарно-эпидемиологических норм. Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Контроль за соблюдением санитарных правил на территории Ивановской области осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области (далее - Управление). Согласно действующему законодательству, Управление возбуждает и рассматривает дела о нарушениях санитарного законодательства и законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, в связи с чем, жители многоквартирного дома вправе обратиться с соответствующим заявлением в Управление по адресу: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, должно быть обеспечено постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора, состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). В соответствии с п. 2.2 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09) горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. В соответствии с п. 4.3 указанных СанПиН лабораторный производственный контроль качества горячей воды включает в себя в том числе, следующие показатели: температуру, цветность, мутность, запах.
Содержание в надлежащем состоянии контейнерной площадки, предназначенной для сбора ТКО жителями многоквартирного дома, является обязанностью управляющей организации, осуществляющей управление данным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в случае ненадлежащего содержания контейнерной площадки вправе обратиться с соответствующим заявлением в управляющую организацию (в случае если в доме имеется доля муниципального имущества - орган муниципального контроля). В случае бездействия управляющей организации в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области для принятия мер реагирования. Работы по содержанию мест накопления ТКО, в том числе организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание контейнерных площадок, входят в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290).
По фактам нерегулярного вывоза мусора жители многоквартирных и жилых домов на территории Ивановской области вправе обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области для принятия мер реагирования. ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с ТКО Ивановской области на 2016-2031 годы, утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 за № 140, с 01.07.2017. Пунктом 17 Приложения № 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлены требования к обеспечению своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: - в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток; - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). В соответствии с п. 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре – свыше +5°C) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Проверка качества выполнения управляющими организациями работ (мероприятий) не является предметом надзора Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области. В целях проверки качества проведенных ремонтных работ жителям необходимо обратиться в специализированную организацию для получения экспертного заключения. При выявлении нарушений технологии проведения работ понудить управляющую организацию исправить выявленные нарушения необходимо в судебном порядке. В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за оказанием услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставленных коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме осуществляет Совет многоквартирного дома. Таким образом, в случае отсутствия в доме Совета многоквартирного дома, рекомендуем организовать общее собрание собственников помещений в данном доме, по выбору Совета многоквартирного дома и наделению их соответствующими полномочиями.
Действующим жилищным законодательством требования к температуре поверхности отопительных приборов не установлены. Пунктом 6.1.7 «СП 60.13330.2016. Свод Правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (далее – СП 60.13330.2016) установлена только максимально допустимая температура поверхности доступных частей отопительных приборов, воздухонагревателей, а также трубопроводов систем отопления и внутреннего теплоснабжения с учетом назначения помещений в жилых, общественных или административных зданиях или категории производственных помещений, в которых они размещены. Минимально допустимая температура поверхности отопительных приборов данным СП 60.13330.2016 или иными действующими нормативно-правовыми актами жилищного законодательства не установлена. Вопрос равномерного прогрева отопительных приборов неоднократно рассматривался судами Российской Федерации. Так, согласно позиции, представленной в решении Арбитражного суда Ивановской области от 01.03.2018 № А17-10425/2017, установлено, что действующие методики не предоставляют возможность контролирующим органам оценивать температуру теплоносителя внутри системы отопления путем замера температуры внешней поверхности труб, батарей и радиаторов, так как данные показатели могут отличаться в силу различной теплопроводности вышеназванных материалов. Батареи отопления, находящиеся в отдельных квартирах многоквартирного жилого дома не относятся к общему имуществу, поскольку обслуживают только данное, а не общее помещение, в связи с чем, за их рабочим состоянием собственник помещения следит самостоятельно. Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 за № 01АП-7666/11.
По вопросу нарушения условий микроклимата и воздушной среды помещений необходимо обращаться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области (далее - Управление), по вопросу обеспечения нормативной температуры воздуха в жилом помещении в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области. На территории Ивановской области государственный санитарно-эпидемиологический надзор за созданием необходимого микроклимата осуществляет Управление. Согласно части 8.20 главы II Положения об Управлении, утвержденного приказом Управления от 10.07.2012 № 738, Управление возбуждает и рассматривает дела о нарушениях санитарного законодательства и законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей. Пунктом 15 Приложения № 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), установлено, что одним из требований к качеству коммунальных услуг является обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °C (в угловых комнатах – +20 °C). Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений.
Жители многоквартирных домов вправе обратиться с соответствующим заявлением в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: г. Иваново, ул. Калинина, д. 9/21. В соответствии с Положением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности. Содержание лифтов в многоквартирных домах регламентировано Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов».